Создание мира равных возможностей: стратегия равенства и политическое представительство полов в США
Создание мира равных возможностей: стратегия равенства и политическое представительство полов в США
Аннотация
Код статьи
S207054760000031-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шведова Надежда Александровна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация
Автор исследует характер американской государственной политики гендерного равенства на федеральном уровне, выявляя степень и пределы влияния гендерного фактора на политическую жизнь США. Каждый президентский избирательный цикл, который заканчивается победой Демократической или Республиканской партии, несёт в себе определённые перемены или угрозы этих перемен в контексте гендерных интересов в зависимости от того, в чьих руках оказывается верховная власть в стране.
Ключевые слова
гендер, концепция устойчивого человеческого развития, традиционное общество, гендерные стереотипы, глобальный индекс гендерного разрыва, гендерный разрыв, женский электорат
Классификатор
Получено
01.08.2018
Дата публикации
11.09.2018
Всего подписок
14
Всего просмотров
5562
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1

Между двумя составляющими, заявленными в названии статьи, – стратегией равенства и политическим представительством полов – существует внутренняя взаимосвязь. Создание мира равных возможностей не реально без политического измерения, причём гендерного политического измерения, которое играет роль паритетного субъекта в процессе создания условий для решения задачи гендерного равенства в любом обществе. В соответствии с выработанными мировым сообществом и одобренными во многих международных документа постулатами, гендерная стратегия определяет общую концепцию и приоритетные направления государственной политики, нацеленной на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин. Документы эти сохраняют свою актуальность и сегодня, в одном из них, в частности, говорится: «Правительства и другие участники общественно-политической жизни должны активно и зримо способствовать интегрированию идей и принципов равенства между полами, во все политические стратегии и программы. Возможные последствия таких решений для женщин и мужчин следует анализировать ещё до их принятия»1. И все последующие годы мировое сообщество продолжает разрабатывать и детализировать документы в этой сфере.

2 Дефиниция «механизм» принята мировым сообществом для обозначения всей совокупности институционального устройства для строительства гендерного равенства в обществе и государстве. «Национальный механизм гендерного равенства» это совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых самостоятельно, автономно друг от друга не способна не только работать, но и представлять собой целостный «организм», т.е. систему, способную выполнять функцию по строительству гендерного равенства.
3 Национальная система (или механизм) интеграции интересов женского населения страны – объективно необходимый инструмент защиты интересов данной социальной общности, часть государственной машины, главная функция которой – учёт настроений и чаяний женской половины общества при выработке государственной политики и последующем её осуществлении на практике. Политика интеграции женщин строится на принципах концепции, которая исходит из необходимости учёта возможного воздействия принимаемых политических курсов и разрабатываемых государственных программ на мужское и женское население страны. Речь идёт о женской половине общества и государства потому, что именно на стороне женской социально-половой группы в целом сосредоточена негативная гендерная асимметрия в контексте гендерного равенства и справедливости, т.е. качества и справедливости человеческой жизни.
4 С известной степенью условности, опираясь на выше изложенную дефиницию «национального механизма гендерного равенства», обозначим четыре основных параметра (или «родовых признака», измерения, характеристики), присущих национальному механизму. Они следующие: правовой, структурно-организационный, содержательный и образовательно-просветительский.
5 Под «правовым измерением» подразумевается наличие законодательно-правовой базы, регулирующей вопросы гендерного равенства. Под «структурно-организационным измерением» имеется в виду создание соответствующих государственных подразделений в рамках вертикали исполнительной ветви власти, которые проводят в жизнь намеченные программы и проекты, законодательство по гендерному равенству. Под «содержательным измерением» подразумевается финансирование гендерных (женских) программ (сведение женских программ только к детским проектам и программам было бы нелогичным, потому что дети – это достояние и интерес обоих родителей и всего государства). Следует подчеркнуть, что финансирование прописано законной строкой на постоянной основе в государственном бюджете страны, поскольку женщины-налогоплательщицы имеют «право собственности» на бюджет страны в той же мере, как и любой налогоплательщик. Женское население платит налоги и вправе рассчитывать на учёт своих интересов при планировании расходных государственных статей. И, наконец, четвёртое измерение – наличие обязательного гендерного образования, пронизывающего все ступени обучения и просветительской деятельности по повышению гендерной грамотности в стране и обществе.
6

В соответствии с Индексом гендерного разрыва (The Global Gender Gap Index), в международном исследовании, которое выводит рейтинг 144 стран мира по показателю равноправия полов, США занимают 45-ю строчку с индексом 0,722. (Для сравнения: Канада находится на 35-м месте с индексом 0,731, Россия на 75-м – с индексом 0,691)2.

7 Для чего нужен данный индекс? Он нацелен на то, чтобы государства использовали его, разумеется, при наличии стремления к сокращению гендерного неравенства, как инструмент для анализа проблемных областей в своей социальной политике. Индекс – инструмент, используемый при разработке мер по сокращению гендерного разрыва. Он служит мерилом при отслеживании их эффективности с течением времени.
8 Как государственная политика в отношении женского населения США реагирует на потребности и интересы американок?
9 Каковы реальные возможности для американских женщин в обществе и государстве как его равноправных членов?
10 Каков механизм, обеспечивающий равенство возможностей полов в обществе?
11 Ответы на поставленные вопросы помогут понять, насколько далеко продвинулись женщины США в практическом освобождении от диктата, навязываемого им обществом на протяжении многих десятилетий целых исторических эпох.
12

Механизм гендерного равенства в США

 

США вступили в XXI век как общество, в котором широкое признание получила идея о том, что в основе так называемого «женского вопроса» лежит конфликт между субъектностью женщины как социального индивида и навязанной ей обществом пассивной ролью объекта. Речь идёт о том, что женщине как личности присущи, как и мужчине, заложенные от рождения способности, таланты и потенциал к саморазвитию. При этом способность женщины к воспроизводству жизни рассматривается на протяжении столетий как её единственное «природное предназначение». На неё и возлагается главная ответственность за продолжение рода человеческого и воспитание детей. Следовательно, положение женщины во всех сферах жизни, её статус в обществе есть не что иное, как объективный барометр остроты этого конфликта3.

13

Оформлению сдвигов в общественном сознании, в которых отразились перемены в реальной жизни, способствовали и многочисленные исследования западных учёных, которые отмечают прямую зависимость уровня занятости женщин на рынке труда с их политической и социальной деятельностью. Чем больше женщин работает вне дома – тем выше уровень их социально-политической активности, а также политическое влияние. Это объясняется тем, что в коллективе женщины энергичней обмениваются информацией, больше склонны к объединению для защиты своих прав и, в результате, чаще завоёвывают представительство в органах власти. В свою очередь, чем больше женщин работает и чем больше они зарабатывают, тем выше уровень их образования (в частности, потому что семьи начинают инвестировать в образование девочек)4.

14 Статус американских женщин в обществе уже к началу 90-х годов XX века претерпевает глубинные перемены во всех сферах жизни, охватывая общественно-политическую, социально-экономическую, психологическую и культурную область. Однако позитивные сдвиги в положении американской женщины в обществе в США полностью и окончательно не сняли сохраняющуюся остроту так называемого «женского вопроса». Для достижения дальнейшего прогресса и разрешения «женского вопроса» необходимы концентрация усилий, энергии и целенаправленная деятельность не только самого женского движения, но и государства, политических элит и общественных сил. Что представляет собой национальный механизм гендерного равенства в США?
15

Американки на высших постах в администрации Д. Трампа

 

Администрация президента-республиканца не увеличила представительство женщин на уровне принятия решений: в кабинете Д. Трампа лишь четыре женщины. После президентства республиканца Рональда Рейгана нынешний кабинет «белее и ещё более мужской», а женщины и цветные американцы в нём занимают более низкие позиции по сравнению с белыми мужчинами. Исследователи подчёркивают, что администрация Д. Трампа составлена по половому признаку в соотношении 3:1, т.е. на каждую женщину в кабинете нынешнего президента приходится трое назначенцев-мужчин. Причём на замещение вакансий они не нуждаются в подтверждении Сената5.

16

Совет Белого дома по делам женщин и девочек, созданный Б. Обамой, предан забвению6. Ключевые посты женского лидерства в течение первых 100 дней оставались вакантными: Д. Трамп пренебрёг назначением женщин на важные позиции по всему спектру федерального правительства, в том числе на замещение должностей Посла по международным делам в Государственном департаменте США и Директора Управления по вопросам насилия в отношении женщин в Министерстве юстиции США.

17

Сторонники защиты прав женщин выражают недовольство и тревогу по поводу высокопоставленных назначенцев, репутация которых не внушает оптимизма относительно их неизбежной негативной роли в решениях, которые будут определять судьбы женщин. Они считают, что президент «назначил генерального прокурора, который не будет защищать права женщин», потому что он выступал против закона «О насилии в отношении женщин», демонстрировал экстремизм, проявления которого со стороны генерального прокурора ставят под угрозу гражданские права миллионов женщин. Вторая попытка была предпринята Д. Трампом, когда он намеревался назначить на пост министра труда личность, также имеющую «антирабочую» и «антиженскую» репутационную историю. Министр здравоохранения и социального обеспечения рассматривается защитниками прав человека как назначенец, угрожающий здоровью женщин. Его выдвижение представляет собой «огромный шаг назад для женщин и семей». В дополнение к его неоднократным попыткам отменить закон «О доступном здравоохранении» и лишить финансирования программы «Планируемого родительства», Томас Прайс поддерживает предоставление страховым компаниям возможности дискриминации людей с медицинской предысторией и выступает за серьёзные сокращения программы медицинского вспомоществования «Медикейд»7.

18

Достаточно широко распространённая в американском обществе точка зрения на женское лидерство состоит в том, что прогресс для женщин США означает прогресс для мужчин и женщин всего государства8. В Международный женский день 2017 г. в США был инициирован проект «Высшие должностные лица группы компаний “Каталист – за перемены» (Catalyst CEO Champions For Change). Это группа руководителей крупнейших и влиятельнейших компаний, которые обязуются продвигать больше женщин на все уровни руководства. В неё входят более 50 высокопоставленных руководителей, в чьих компаниях занято свыше 9 млн сотрудников, и чьи доходы составляют более 1,7 трлн долл. в глобальном масштабе9.

19 Эти лидеры публично взяли на себя обязательство способствовать «ускорению прогресса» в продвижении женщин, в том числе цветных, на должности исполнительного/высшего уровней в течение пяти лет. А также поддерживать и содействовать замещению женщинами, включая цветных женщин, назначенцев на должности в Совете директоров компании в атмосфере прозрачности усилий по гендерному равенству.
20

Женщины в этих компаниях уже занимают немало (в процентном отношении) высоких постов в руководстве, что включает места в Правлении компании, на уровне руководителей/старших руководителей, менеджеров среднего и первого уровня. Подсчитано, что увеличение общего числа женщин в руководстве лишь на 1% среди всех компаний, входящих в индекс «Стандарт энд Пуэрс 500» (S & P 500) привело бы к резкому росту числа женщин (до12 000 человек) на этих позициях (должностях)10. Методы, используемые для увеличения числа американских женщин, замещающих высокие должности, варьируются от компании к компании. Если женщины преуспевают, предприятия тоже процветают – это позиция, которую поддерживают руководители выше упомянутых компаний. Они способствуют укреплению корпоративной культуры, которая расширяет возможности и женщин, и мужчин в карьерном росте.

21

Правовое измерение (законодательно-правовая база)

 

Поскольку США представляют собой федерацию 50 суверенных штатов, сфера юрисдикции которых закреплена в Конституции, внутренняя политика традиционно регулируется законодательством штатов. Однако жизнь диктует необходимость вторжения в эту сферу прямо или косвенно и федерального правительства. В США юридическая база социально-экономического статуса женщин была заложена ещё в 60-х годах XX века и получила развитие в виде поправок в 1970–1990-х годах11. В 1980-е годы по указанию президента была проведена тотальная проверка законодательства США с целью выявления законодательных актов, содержащих положения, дискриминирующие по признаку пола.

22 В 1986 г. генеральным прокурором США был завершён пересмотр федеральных законов, инструкций, практики и политики, допускающих неравенство по половому признаку. Под руководством Отдела гражданских прав Министерства юстиции США 41 из 42 ведомств и агентств правительства США также провели у себя ревизию: семь докладов об итогах ревизии генерального прокурора были обнародованы. Рабочая группа по равенству в законодательстве для женщин была создана для координации усилий по проведению необходимых изменений в системе подразделений федерального правительства.
23 Таким образом, именно во второй половине XX века была разработана достаточно широкая законодательно-правовая база гендерного равенства в США. Создана также специальная система служб и учреждений, приводящая в движение все доступные ресурсы для осуществления поставленных задач, а также широкая система информирования женщин.
24

Поправка о равных правах женщин и ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

 

Однако проблемы всё ещё остаются. Поправка к Конституции США о равных правах (The Equal Right AmendmentERA) о политическом равенстве женщин, впервые представленная в Конгресс ещё в 1923 г., после одобрения при ратификации была заблокирована штатами: не хватило трёх голосов до 2/3, необходимых для её прохождения.

25

Лоббирование принятия законодательных и нормативных актов, формирующих фундамент равноправия по признаку пола, – один из ключевых аспектов работы американского женского движения. В центре его внимания находятся судьба поправки «О равных правах женщин» и перспектива ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) Значение указанной поправки для общественно-политического ландшафта США велико: её сторонники убеждены, что только конституционно закреплённое равенство способно защитить американок от дискриминации.

26

Ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин находится в одной логической цепочке с предыдущей задачей. Конвенция подписана ещё в 1979 г. и с тех пор ждёт ратификации Конгрессом США. Таким образом, будущее двух документов, концептуально и принципиально важных для законодательно-правовой базы равноправия женщин, остаётся для американок нерешённой задачей.

27

Женские неправительственные организации, отстаивая прочную конституционно-правовую базу гендерного равенства в США, работают в тесном сотрудничестве с политическими партиями. Женское движение США за свою длительную историю приобрело обширный опыт коалиционных действий. В стране сложились влиятельные и признанные сетевые организации, способные выстроить коалиции для достижения конкретных целей или для работы с обществом.

28

Среди авторитетных женских организаций следует, прежде всего, назвать следующие: Фонд феминистского большинства (The Feminist Majority Foundation), Национальная женская организация (National Organization for Women, NOW), Национальная лига действий по репродуктивным правам и аборту – за выбор Америки (The National Abortion and Reproductive Rights Action League Pro-Choice America, NARAL), Федерация планируемого родительства Америки (The Planned Parenthood Federation of America), Американский союз гражданских свобод (The American Civil Liberties Union), Императив здравоохранения для чёрных женщин (The Black Women's Health Imperative), Национальный латиноамериканский институт репродуктивного здоровья (The National Latina Institute for Reproductive Health), Форум женских кампаний (Womens Campaign Forum), Национальное женское политическое собрание (National Womens Political Caucus) и многие другие.

29 Создание коалиций – в традиции ведения общественно-политической и социально-экономической протестной деятельности в США. Они возникают вокруг различных проблем общенационального масштаба или актуальных для местного, регионального уровня. Круг вопросов широк и разнообразен: неравноправное положение женщин в политике, дискриминация при приёме на работу и несправедливая оплата труда женщин, загрязнение окружающей среды, домашнее насилие, сексуальные домогательства (харасмент), насилие в отношении женщин, сексуальные домогательства в армии и гендерные стереотипы в СМИ, дискриминация в отношении цветных женщин, беженок и иммигранток, военные конфликты и «за или против права на выбор» (прерывание беременности).
30

О репродуктивных правах

 

Вопрос о репродуктивных правах и о прерывании беременности (абортах) – один из наиболее актуальных для женского движения в США. Американки получили право на аборт в первые месяцы беременности 45 лет назад, когда в 1973 г. Верховный суд принял решение по делу «Роу против Уэйда», гласившее, что «право на частную жизнь» распространяется на право женщины делать свой выбор в отношении «сохранения или прерывания беременности». Однако американкам не удалось закрепить достигнутое: в 1992 г. Верховный суд определил, что штаты могут вводить свои ограничения на проведение абортов. В результате такой стратегии легальный аборт оказался под угрозой: число введённых в штатах мер, подрывающих право на аборт, в последние годы стремительно растёт. Особенно тревогу вызывают попытки расширенного определения понятия «прерывание беременности», под которое подпадают самые различные формы контроля над рождаемостью. Это, по мнению экспертов, неизбежно ограничит доступ женщин к контрацепции и приведёт к грубому нарушению их репродуктивных прав.

31

Президент Д. Трамп в своём обращении к Конгрессу 28 февраля 2017 г. заявил: «Моя администрация хочет работать с членами обеих партий, чтобы сделать уход за детьми доступным и подъёмным для новых родителей чтобы инвестировать в здоровье женщин и содействовать чистоте воздуха и воды, а также восстановить наши военные инфраструктуры»12.

32

Учитывая ожесточённую антипатию к мандату на предоставление противозачаточных средств, в октябре 2017 г. администрация Д. Трампа издала два правила, расширяющие освобождения для работодателей, выдвигающих религиозные или моральные возражения против этого правового положения. В соответствии с этой тенденцией администрация Трампа затем создала Отдел по вопросам свободы совести и религиозной свободы при Управлении по гражданским правам, входящем в Министерство здравоохранения и социального обеспечения (the Conscience and Religious Freedom Division under the Office for Civil Rights at the Department of Health and Human Services, HHS). Подразделение было создано с целью радикального расширения религиозных изъятий, в частности, в отношении транссексуалов, а также медицинских услуг по прерыванию беременности. С тех пор оно способствует расширенному толкованию и применению религиозных и моральных изъятий для ряда других служб репродуктивного здоровья, включая контрацепцию13.

33

Администрация Д. Трампа также пытается изменить ландшафт охраны репродуктивного здоровья, отвлекая средства федерального бюджета на объекты, которые обеспечивают так называемое «естественное планирование» семьи и образование (которые оказались менее эффективными по сравнению с обычными методами контрацепции), но далеки от основанных фактических данных политики и программ планирования семьи14.

34

Атаки на планируемое родительство. Если будет реализован вариант закона «О здравоохранении», предложенный республиканцами и поддерживаемый президентом, это лишит клиники-получатели по программе «Планируемое родительство» возмещения за обслуживание пациентов с низким доходом по программе «Медикейд». Программа «Планируемое родительство» – главный финансовый источник для малообеспеченных сообществ, на обслуживании которых находятся примерно 2,5 млн пациентов в год (2014 г)15.

35

Правило «глобального блока». Одним из первых действий Д. Трампа в качестве президента было восстановление и расширение так называемого правила «глобального блока» (the Global Gag Rule), которое не позволяет получателям американской помощи предлагать какую-либо информацию, услуги или пропаганду в отношении медицинских услуг по прерыванию беременности, даже при наличии иных источников финансирования. Правило «глобального блока» чревато увеличением смертельных случаев матерей, числа непреднамеренных беременностей и ростом количества небезопасных абортов16.Администрация Д. Трампа сократила финансирование Фонда народонаселения ООН (The U.N. Population Fund), который осуществляет деятельность по защите прав женщин во всём мире, охране материнства, планированию семьи и занимается программами гендерного равенства17.

36

Администрация Д. Трампа: «экономия» на образовании

 

Сокращения финансирования в сфере образования, предпринятые администрацией Д. Трамп, в большей степени коснутся женского населения, считают американские эксперты. Дело в том, что бюджет республиканской администрации подорвёт возможности студентов с низким доходом и цветных студентов для окончания учебы в колледже, поскольку сокращает гранты Пелла (Pell Grant), претендентами на которые чаще становятся женщины, чем мужчины18. Студенческий долг становится сложнее для расчёта, потому что отменено правило предыдущей администрации, ограничивающее плату, которую кредитные компании могли взимать с заёмщиков. Студенческий долг более обременителен для женщин, которых и по выходе на работу ждёт более низкая оплата труда19. Сокращениям (на 403 млн долл.) в бюджете Д. Трампа подверглись статьи расходов на программы профессиональной подготовки в области здравоохранения и обучения медсестер. Причём известно, что эти рабочие места в основном занимают женщины.

37 Такие меры властей служат толчком для совместных протестных действий. Январский 2017 г. и февральский 2018 г. марши вывели на улицы миллионы демонстрантов, протестующих против попыток республиканской администрации Д. Трампа ущемить права женщин, включая репродуктивные, социально-экономические интересы. Нет сомнения в том, что сегодня американское женское движение стало заметным фактором общественной и политической жизни. Все изменения в статусе американских женщин, несмотря на объективную неизбежность таких перемен, произошли и продолжают реализовываться в результате каждодневной, конкретной, длительной и упорной работы женского движения.
38

Гендерная асимметрия присуща даже устоявшимся демократиям, таким как США. Гендерные стереотипы, основанные на биологических признаках, властном подчинении и навязывании ролевых моделей, доказали свою прочность и живучесть. Именно они и определяют универсальность дискриминации по признаку пола в обществах и государствах. В этом контексте особенно очевидно значение женского движения, способного артикулировать интересы женщин и трансформировать их в политические курсы.

39 Американское демократическое женское движение исходит из того, что в основе отношений между людьми должно лежать равенство. Гендерное равенство не может считаться вопросом, который касается только женщин. Оно требует активной приверженности мужчин и партнёрства между женщинами и мужчинами. Понятие «равенства между женщинами и мужчинами» не означает их уподобление друг другу или идентичность. Это равенство не должно в качестве нормы декларировать такие условия и образ жизни, которые присущи мужчинам.
40 Принцип равенства включает в себя и право на различия, что предусматривает необходимость учёта отличительных черт, характерных для женщин и мужчин, связанных с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, c их политическими взглядами, религией, этнической группой, расой или сексуальной ориентацией. Иными словами, принцип гендерного равенства включает также право отличаться, быть иным, чем представитель другого пола. Это означает, что в обществе должны учитываться реально существующие различия между женщинами и мужчинами, обусловленные их принадлежностью к разным классам/сословиям, к их способностям, возрасту и т.д.
41

Структурно-организационное измерение

 

В США ещё в 1920 г. было создано Бюро по женскому найму Министерства труда, которому вменялось в обязанность «определение стандартов и политики, которая способствовала бы благосостоянию работающих женщин, улучшала бы условия их работы, увеличивала эффективность их труда и развивала их возможности в благоприятном найме на работу»20. Бюро по женскому найму – подразделение в рамках исполнительной власти на федеральном уровне, которое обладает исключительным мандатом в сфере улучшения положения работающей женщины. Оно рассматривается как защитник, советник, стимулятор, контролёр и информационный центр, который поддерживает всё, что связано с улучшением положения женщин в общественном производстве.

42 Бюро по женскому найму, успешно сотрудничая с женскими, профсоюзными и государственными организациями, добивается определённых успехов в отстаивании интересов женщин. Под эгидой Бюро была создана сеть комиссий по женским вопросам, ежегодные собрания которых способствовали выработке правительственного курса, учитывающего реальные интересы женщин. Деятельность по созданию комиссий на местах стимулировала организацию общественных объединений женщин, прямым итогом которой стало рождение одной из влиятельнейших общественных организаций – Национальной женской организации (НЖО) (National Organization for Women, NOW). Комиссии постепенно обрели самостоятельность и перестали зависеть от Бюро. Однако связь с ним не утрачена: оно продолжает следить за их деятельностью. Комиссии и НЖО защищают интересы всех женщин, сосредоточиваясь то на борьбе за принятие поправки «О равных правах» (Equal Right Amendment, ERA), то на решении проблем абортов.
43

Первая в истории США консультационная Комиссия по статусу женщин на уровне федерального правительства была создана при администрации демократа Дж. Кеннеди (1961–1963 гг.). Именно Бюро убедило президента создать её. Позже, в 1972 г., появилась на свет специальная Комиссия равных возможностей при найме в соответствии с поправками от 1972 г. к закону «О гражданских правах» от 1964 г. Комиссия подготовила инструкции, в которых было представлено определение дискриминации по признаку пола. Положения ст. VII данного закона и эти инструкции облегчили представление в суд исков по таким случаям21.

44 В середине 1980-х годов все федеральные агентства и ведомства, ответственные за развитие науки и технологии, имели специальные программы по продвижению женщин в этих сферах. Фонд национальной науки учредил две специальные программы: «Профессура для женщин» и «Гранты исследовательских возможностей для женщин», благодаря которым женщины-учёные могли получить субсидии для проведения необходимых исследований и повышения профессионализма в академических институтах США. Занятость женщин в науке и среди инженерно-технических работников с 1972 г. по 1982 г. выросла на 200%; один из восьми учёных и инженеров – женщина. В 1980 г. в рамках Администрации по малому бизнесу было создано специальное подразделение – Бюро женского делового предпринимательства – ставшее механизмом государственной поддержки развития женского предпринимательства.
45 Таким образом, по самым жгучим «женским» проблемам были определены, разработаны и преданы широкой гласности планы преодоления кризисных ситуаций. Решение проблем получило свою законодательную базу. При этом чрезвычайно важно, что была создана специальная система служб и учреждений, приводящая в движение все доступные ресурсы для осуществления поставленных задач, а также организована широкая система информирования женщин.
46 Последние три президента (У. Клинтон, Дж. Буш-младший и Б. Обама) реализовывали совершенно разные подходы к структурно-организационному (исполнительному) компоненту национального механизма гендерного равенства. Речь идёт о наличии структуры подразделений в рамках исполнительной ветви власти, которая осуществляла бы функции по внедрению в жизнь одобренной политики гендерного равенства.
47

Если президент-демократ У. Клинтон в 1995 г. создаёт Управление по делам женщин и информационно-пропагандистской деятельности Белого дома (The White House Office for Women's Initiatives and Outreach), которое служит связующим звеном между Белым домом и женскими организациями, то следующая администрация республиканца Дж. Буша-младшего (2001 г.) понижает его статус, заявляя, что «такие вопросы будет решать Бюро по связям с общественностью». Ясно, что это было решение, которое натолкнулось на ожесточённую критику.

48

Очередной президент, на этот раз демократ Б. Обама, безотлагательно в 2009 г. учреждает Совет Белого дома по делам женщин и девочек (The White House Council on Women and Girls). По его собственному признанию, он руководствовался убеждением, что «федеральное правительство каждым агентством затрагивает жизнь женщин и девочек в этой стране». «Мы попытались убедиться, что каждое агентство и работа, которую они сделали, учитывали потребности женщин и девочек и обращались к ним», – заявила Тина Тчен, бывший начальник штаба Первой леди Мишель Обамы и сопредседатель Совета. «Мы много работали над равной оплатой труда, по вопросам работающей семьи (семейным вопросам), проблемам прекращения насилия в отношении женщин как внутри страны, так и на международном уровне. Мы работаем через агентства, чтобы внедрять новую политику и полезные рекомендации для колледжей и университетов по решению проблемы сексуальных посягательств в кампусах»22, – говорит Джордан Брукс, бывший заместитель исполнительного председателя Совета.

49 Бывшие советники Белого дома по делам женщин и девочек надеются, что их работа будет жить в той или иной форме – либо через совет Д. Трампа, либо за пределами организаций, таких как некоммерческая организация, ориентированная на гендерное равенство «Объединённые Штаты Женщин» (The United State of Women), которая тесно сотрудничала с Советом.
50

Однако в бюджете администрации Д. Трампа предлагается сокращение финансирования Министерства труда США на 21%, что ограничит способность Женского Бюро защищать интересы работающих женщин23. Отменив постановление о справедливой оплате труда и безопасном рабочем месте (The Fair Pay and Safe Workplaces Executive Order), администрация Д. Трампа ликвидировала запрет на использование федеральными подрядчиками «принудительных арбитражных оговорок в отношении случаев сексуального насилия, сексуального домогательства или дискриминации». Эти положения, по мнению исследователей, могут помочь работодателям скрыть претензии со стороны общественности, ограничить средства правовой защиты потерпевших и сделать их более трудными для обеспечения справедливости рассмотрения требований24.

51

В планах республиканской администрации Д. Трампа сокращение расходов на Национальную горячую линию по борьбе с насилием в семье (The National Domestic Violence Hotline). Предлагается урезать финансирование Министерства здравоохранения и социального обеспечения США на 18%. При реализации этого намерения более 200 тыс. обращений за помощью останутся без ответа25. Предложенные сокращения на программы в соответствии с законом «О насилии в отношении женщин» (Violence Against Women Act, VAWA), которые нацелены на обеспечение соблюдения гражданских прав, негативно скажутся на судьбах жертв насилия со стороны домашних и близких партнёров. Поддерживать меры по сокращению сексуальных посягательств и помогать коренным жителям США и племенным общинам, пострадавшим от насилия, станет сложнее, что может привести к обострению ситуации.

52

Новый орган: Американо-канадский совет по улучшению положения женщин-предпринимателей и лидеров бизнеса. Во время первой встречи премьер-министра Канады Дж. Трюдо с президентом Д. Трампом в Белом доме 13 февраля 2017 г. с большой помпой было объявлено о создании этого Совета (United States-Canada Council for Advancement of Women Entrepreneurs and Business Leaders)26. Десять руководителей и бизнес-лидеров – по пять человек от каждой страны (Канады и США) – собрались для встречи с премьер-министром, президентом, дочерью президента Д. Трампа Иванкой и другими правительственными чиновниками.

53 Совет нацелен на увеличение участия женщин в экономическом развитии и на рост числа женщин-лидеров в деловых кругах, а также на усиление интеграции и большей конкурентоспособности как американской, так и канадской экономик. Совет – независимая и автономная структура. Он обладает рекомендательным голосом. Его функция – подготовить и представить премьер-министру Канады и президенту Соединённых Штатов рекомендации, которые помогут уменьшить барьеры, ограничивающие участие женщин в бизнесе, поддержать профессиональное продвижение женщин и будут способствовать в открытии и росте своего бизнеса женщинами. Он представляет рекомендации и частному сектору.
54

В США женщины составляют около 51% населения страны. Они обладают 60% всех степеней магистра и контролируют (или влияют) более 70% потребительских расходов27. Перемены в сфере женского предпринимательства, безусловно, происходят. Однако, как подчёркивают исследователи, прогресс в сфере продвижения женщин на командные уровни чрезвычайно медленный. Лишь около 5% руководителей в корпоративной Америке – женщины28. Данные говорят о том, что женщины владеют менее 15% предприятий с числом сотрудников 500 человек и более, хотя ими открыта почти половина новых компаний. Потенциальное влияние, которое помогает женщинам увеличить масштабы своих компаний, огромно, однако женщины сталкиваются с постоянными барьерами на пути дальнейшего развития своего бизнеса.

55

Проблема незначительного представительства женщин на высших должностях усугубляется тем, что и на уровне среднего руководящего состава их не много: лишь 26,5% руководителей и около 21% мест в правлении занимают женщины в списке 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию (S & P 500). Для цветных женщин цифры ещё ниже: они чрезвычайно «недопредставлены» в правлениях и на уровне старших управленцев в целом. Почти за десятилетие число женщин, занимающих руководящие должности в США, увеличилось только на один процентный пункт29. Ясно, что вряд ли этот прирост можно расценивать как реальный прогресс.

56

Американо-канадский совет по улучшению положения женщин-предпринимателей и лидеров бизнеса рассматривает пять областей, по которым планируется подготовка докладов-отчётов и рекомендаций. Первый отчёт «Поддержка и рост бизнеса, принадлежащего женщинам»30 увидел свет в феврале 2018 г, последующие публикации появятся в течении текущего года. Пресса в обеих странах отнеслась к этому шагу с нескрываемым скепсисом31. Заголовки в СМИ говорят сами за себя: «Является ли женский совет Трампа – Трюдо реальным или поддельным?» Одни подозревали, что это акт отвлечения от сложностей в торговых отношениях между странами (существует многолетний фактор зависимости Канады от США), эксплуатирующий «женский фактор». В СМИ отмечалось: «Если это была не более чем фотосессия, то шумиха о встрече в Белом доме утихает, как ещё один пример эксплуатации женщин… отвлечение от нависших проблем НАФТА или склонностей президента как сексуального хищника»32. Другие в США видели в событии попытки республиканской администрации компенсировать ликвидацию механизма гендерного равенства, созданного при предыдущей демократической администрации Б. Обамы. В частности, речь идёт о Совете по делам женщин и девочек.

57

В качестве аргумента в пользу манипуляции «женской темой» приводился факт неоправданной краткости самой встречи (она длилась всего 35 минут). На ней, как справедливо подчёркивалось, даже не было упомянуто, что США остаются «единственной промышленно развитой страной без оплачиваемого семейного отпуска»33. Кроме того, исследователи считают «странной целевую подготовительную группу, занимающуюся женским предпринимательством, состоящую всего из двух человек, одним из которых была Иванка Трамп», дочь, советник своего отца и «его лицо» по «женским вопросам». Всё это создавало впечатление несерьёзного подхода.

58

Вместе с тем, в совместном заявлении двух правительств присутствовала оптимистическая оценка состоявшегося события, подкреплённая надеждой на будущие свершения. В нём подчёркивалось, что приоритетом обеих стран является обеспечение равных возможностей для женщин на рынке труда. «Мы привержены устранению препятствий на пути участия женщин в деловом сообществе и поддержке женщин по мере их продвижения по нему. В рамках этих усилий мы создаём Американо-канадский совет по улучшению положения женщин-предпринимателей и лидеров бизнеса. Мы ожидаем, что эта инициатива будет способствовать росту предприятий, принадлежащих женщинам, и будет содействовать дальнейшему развитию нашего общего экономического роста и конкурентоспособности, а также усилению интеграции наших экономик»34. А министр финансов Канады Б. Морно отметил, что Совет был создан «для быстрого консультирования нас о том, как мы можем лучше расширять права женщин-предпринимателей и устранять барьеры для женщин в бизнесе»35.

59

Идея создания такого подразделения принадлежит, по информации СМИ, Кэти Телфорд (Katie Telford), главе штаба Дж. Трюдо, которая представила её Джареду Кушнеру (Jared Kushner), зятю Д. Трампа и старшему советнику, а также Дине Пауэлл (Dina Powell), помощнице президента и старшему советнику по экономическим инициативам. Очевидно, создание такой структуры политически выгодно для обеих сторон: для США, в частности для Д. Трампа, в чьём кабинете министров лишь 18% женщин (из 22 человек только четыре женщины), это возможность продемонстрировать привлечение женщин-руководителей. Белый дом не прочь позиционировать себя как защитника женщин. Д. Трамп в свою экономическую повестку включал обещание об обеспечении помощи в «преодолении барьеров, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели»36.

60

Для Дж. Трюдо это возможность «расширить свою феминистскую миссию к югу от границы». Эксперты подчёркивают, что наибольшим бенефициаром становится Иванка Трамп, стремящаяся к политической карьере в Белом доме, которая говорит об «уникальных проблемах, с которыми сталкиваются женщины – владельцы малых предприятий каждый день». Она подчёркивает необходимость «выравнивать игровое поле для этого поколения и для следующего»37.

61 Каковы бы ни были сиюминутные политические соображения, следует иметь в виду и объективные факторы: заинтересованность в неиспользованном ресурсе, который согласно исследованиям, способен «генерировать доход в размере 10 трлн долл. только в США. Женские предприятия – это тот самый “неиспользованный” ресурс». Между тем, существуют системные барьеры и предубеждения, с которыми по-прежнему сталкиваются женщины, начинающие заниматься бизнесом.
62

В феврале 2018 г., год спустя после образования Совета, опубликован первый доклад об итогах проведённой работы38. В нём подчёркивается наличие в Канаде и Соединённых Штатах Америки объективных предпосылок, возможностей для «разблокирования» экономического роста «путём инвестирования в женщин-предпринимателей». Речь идёт о существовании благоприятной обстановки для развития предпринимательских проектов: сочетание «сильной деловой среды», социальной и политической стабильности, доступа к образованию, которое необходимо для масштабного роста компаний, – все это работает на предпринимателей.

63

В основе представленного доклада более 80 исследовательских отчетов, результаты опросов более 60 предпринимателей и двух круглых столов между Канадой и США. В подготовке доклада приняли участие представители разных групп меньшинств. Задача доклада по каждому направлению состоит в том, чтобы выявить объективные барьеры, с которыми сталкиваются женщины, и «разработать несколько смелых рекомендаций», которые помогут преодолеть препятствия в обеих странах. Авторы доклада использовали сочетание исследований и информационно-разъяснительной работы с заинтересованными сторонами, включая предпринимателей, правительство, частный сектор и общественные группы. В задачу входило также принципиальное требование о привлечении к участию не только женщин, но и мужчин. Авторы исходили из твёрдого убеждения в том, что оба пола должны работать вместе, чтобы по-настоящему управлять переменами. В докладе выделено четыре фактора, препятствующие росту:

  1. Недостаток капитала.
  2. Недостаточный доступ к талантливым кадрам, сетям и экспертным знаниям.
  3. Неустойчивая «семейная экономика».
  4. Повсеместные социальные и психологические предубеждения (явные и подсознательные).
64

Эти препятствия носят универсальный характер, т.е. с ними сталкиваются в той или иной степени все предприниматели. Однако особенно остры они для женщин. Вот почему «крайне важно, чтобы экономический рост в Канаде и Соединённых Штатах обеспечил выравнивание игрового поля для женщин-предпринимателей… Мы считаем, что четыре конкретные инициативы частного и государственного секторов могут сделать большой шаг в достижении этой цели», – подчёркнуто в докладе39.

65

Среди предложенных рекомендаций следующие:

  1. Стимулирующие меры и создание профессиональных сетей по развитию предприятий, принадлежащих женщинам.
  2. Распространение разнообразных программ в частном секторе и расширение охвата предприятий, принадлежащих женщинам.
  3. Усиление Федеральной контрактной программы для женщин малого бизнеса США (The United States Women-Owned Small Business, WOSB). Осуществление аналогичной программы в Канаде в течение одного года и рассмотрение возможности увязки программ для получения доступа к ней женщин в обеих странах.
  4. Увеличение пособий по уходу за детьми и улучшение других семейных стратегий для выравнивания «семейной экономики» для женщин-предпринимательниц.
66

«Женщинам и семьям больше нечего терять»

 

Несмотря на неоднократные обещания президента Д. Трампа и его администрации об инвестировании в женщин и готовности расширять их права, на практике в течении первого года республиканской администрации мало говорили о конкретных политических действиях, которые помогут женщинам и семьям. Более того, как подчёркивают американские эксперты, действия президента Д. Трампа «дали понять, что он и его команда абсолютно не связаны с потребностями современных рабочих семей»40. Кроме того, у администрации отсутствует фундаментальное понимание бесчисленных проблем, с которыми сталкиваются женщины, и как они взаимосвязаны.

67 В США сложилась традиция подведения итогов первых 100 дней деятельности нового президента. Сорок пятый президент-республиканец Д. Трамп не стал исключением. Критики его позиции подготовили доклад, который вышел в свет под знаковым названием «100 дней. 100 способов администрации Трампа, наносящих ущерб положению американских женщин и их семьям».
68

Авторы доклада, в частности, отмечали: «Прошло всего 100 дней, и миллионы женщин уже чувствуют негативное влияние администрации Трампа и его ошибочной повестки дня. Женщинам и семьям больше нечего терять»41. Так характеризовали ситуацию сторонники демократического движения в поддержку женских требований, которые были обусловлены политическими действиями и предложениями администрации Д. Трампа, и которые несли в себе угрозу негативного воздействия как на статус американских женщин, так и на положение американских семей. В работе представлен достаточно широкий круг областей, которые с определённой долей условности, можно сгруппировать в четыре блока или направления внутренней социально-экономической деятельности федерального правительства Д. Трампа, касающиеся непосредственно интересов женского населения и семей в США. По ним собраны факты «наступления» действующей администрации, угрожающие экономической безопасности семьи, чреватые ухудшением положения семьи, подвергающие детей риску.

69

* * *

 

Анализ концепции гендерного равенства как важнейшего направления социальной политики в США показывает, что она представляет собой, с одной стороны, деятельность государства и общественных организаций по регулированию определённой части социальной сферы и социальных отношений, а с другой – является совокупностью мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения в реализации равенства полов. Пространством для гендерной политики выступает социальная сфера, представляющая собой базисную структуру общества, охватывающую всё, что касается благосостояния людей, их жизнедеятельности и общения, и социальные отношения, являющие собой систему многообразных взаимосвязей между социальными группами.

70 Гендерной политике присущи свои регулятивные функции, которые охватывают отношения между различными общностями социума, индивидами и государством. Гендерная политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами общественной жизни и взаимообусловлена ими. Поскольку в политике как таковой отражаются коренные интересы государства и социальных групп, конкретный вид политики – гендерной – не является исключением из общего правила, утверждающего, что политика есть концентрированное выражение экономики. Вместе с тем, обладая относительной самостоятельностью, политика оказывает сильное влияние на экономическую сферу жизни общества.
71 Хотя в США была создана достаточно широкая законодательно-правовая база гендерного равенства, а также специальная система служб и учреждений, приводящая в движение все доступные ресурсы для осуществления поставленных задач в сфере поддержания гендерного равновесия, проблемы всё ещё остаются. Острейшие из них – незавершённость создания прочной конституционно-правовой базы гендерного равенства. Прежде всего, принятие поправки к Конституции США «О политическом равенстве женщин» (The Equal Right Amendment, ERA), и ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women, CEDAW).
72

Каждый новый президентский цикл в США несёт неизбежные изменения или угрозы таких перемен в контексте гендерных интересов. Неизбежность перемен, порой пусть и не столь радикальных, диктуется логикой партийной корреляции гендерного курса, который зиждется на партийной идеологии в данной сфере. Первый год правления администрации республиканца Д. Трампа выявил не только недостаточное понимание взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются женщины, но и масштабное наступление на те успехи, которых добились американские женщины в период президентства демократа Б. Обамы. Шаги, предпринимаемые администрацией, чреваты серьёзными последствиями для женщин и их семей, и демонстрируют отчуждённость администрации от жизни огромного сегмента американских женщин.

73

Американское женское движение озабочено сложившимися обстоятельствами, пристально отслеживает происходящие события, мобилизуя женский электорат на защиту своих социально-экономических и общественно-политических прав. В стране сложились влиятельные сетевые организации, способные выстраивать коалиции для достижения конкретных целей или для работы с обществом. Американские женщины оказывают влияние на политику во многих своих ипостасях: как электорат, как лидеры в политике, как носители новых идей в партийно-политическом пространстве. Сильное гражданское общество, устойчивые демократические традиции и практики, наличие, хотя с проблемными пробелами, национального механизма и опыта по продвижению интересов женщин, определённые, хотя и не гарантированные, источники финансирования, разнообразие СМИ, в которых есть место для гендерно-чувствительных информационных центров, – факторы, вселяющие оптимизм при взгляде на перспективы гендерного равенства в США. 

Библиография



Дополнительные источники и материалы

  1.  ООН. A/CONF.177/20/Rev.1 Доклад четвёртой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4–15 сентября 1995 года. Организация Объединённых Наций. Нью-Йорк. 1996. Издание ООН. В продаже под № R.96.IV.13. Available at: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/Beijing%20full%20report%20R.pdf
  2.  Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума // Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 16.03.2018). Available at: http://gtmarket.ru/ratings/global-gender-gap-index/info
  3.  Шведова Н.А. 2002. Женщины США на пороге третьего тысячелетия // Метаморфозы истории. № 2, с. 187–218.
  4.  Shahien Nasiripour, “Betsy DeVos Hands Victory to Loan Firm Tied to Adviser Who Just Quit,” Bloomberg, March 20, 2017. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-03-20/betsy-devos-hands-victory-to-loan-firm-tied-to-adviser-who-just-quit
  5.  Joint Statement from President Donald J. Trump and Prime Minister Justin Trudeau Issued on: 13.02.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-statement-president-donald-j-trump-prime-minister-justin-trudeau/
  6.  National Center for Education Statistics, “Table 318.30: Bachelor’s, Master’s, and Doctor’s Degrees Conferred by Postsecondary Institutions, by Sex of Student and Discipline Division: 2013-14,” 2015 Digest of Education Statistics (2015). Available at: https://nces.ed.gov/programs/digest/d15/tables/dt15_318.30.asp?current=yes
  7.  Lee, Jasmine C. 2017. Trump’s Cabinet So Far Is More White and Male Than Any First Cabinet Since Reagan’s // The New York Times, 10.03. Available at: https://www.nytimes.com/interactive/2017/01/13/us/politics/trump-cabinet-women-minorities.html?_r=1;  Emily Crockett E. 2017. Trump is appointing 3 men for every woman. Here’s where he’s hiring them // Vox, 13.03. Available at: http://www.vox.com/identities/2017/3/13/14873958/trump-gender-gap-hires-appointments-departments
  8.  Covert Bryce. 2017. The Best Era for Working Women Was 20 Years Ago // The New York Times, 02.09. Available at: https://www.nytimes.com/2017/09/02/opinion/sunday/working-women-decline-1990s.html?rref=collection%2Fcolumn%2FBryce%20Covert&action=click&contentCollection=Opinion&module=Collection&region=Marginalia&src=me&version=column&pgtype=article.
  9.  Ibidem.
  10.  Ibidem.
  11.  Шведова Н. А. 1994. Интеграция женщин в социально-политический процесс общества. Опыт США. Опыт Канады / В кн. Интеграция женщин в процесс общественного развития. Ч. 1, 11. М., c. 106–191.
  12.  Там же.
  13.  Ahmed Osub. 2018. Efforts by Anti-Choice Advocates to Redefine and Limit Contraception Available at: https://www.americanprogress.org/issues/women/news/2018/03/26/448373/efforts-anti-choice-advocates-redefine-limit-contraception/
  14.  Ibidem.
  15.  Rovner Julie. 2017. Five Quick Ways HHS Secretary Tom Price Could Change the Course of Health Policy // Kaiser Health News, 10.02. Available at: http://khn.org/news/five-quick-ways-a-new-hhs-secretary-could-change-the-course-of-health-policy/; Maya Raghu, “Five Things You Should Know about Alex Acosta,” National Women’s Law Center, February 21, 2017. Available at: https://nwlc.org/blog/five-things-you-should-know-about-alex-acosta/
  16.  Catalyst, Women CEOs of the S&P 500 (4.08.2017). Available at: http://www.catalyst.org/knowledge/women-ceos-sp-500
  17.  Center for American Progress Release: Global Gag Rule Would Mean More Maternal Deaths, Unintended Pregnancies, and Higher Rates of Unsafe Abortion, Press release, 23.01.2017. Available at: https://www.americanprogress.org/press/release/2017/01/23/296969/release-global-gag-rule-would-mean-more-maternal-deaths-unintended-pregnancies-and-higher-rates-of-unsafe-abortion/
  18.  America First. A Budget Blueprint to Make America Great Again. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/11/2018_blueprint.pdf
  19.  Madland David and Walter Karla. Congressional Vote Threatens Paychecks; Hannah Levintova. In One Executive Order, Trump Revoked Years of Workplace Protections for Women,” //Mother Jones, 5.04.2017. Available at: http://www.motherjones.com/politics/2017/04/trump-just-revoked-protections-women-workplace; Women in the World Staff, Trump quietly revoked Fair Pay Order, leaving women vulnerable to workplace abuse // The New York Times, 7.04.2017. Available at: http://nytlive.nytimes.com/womenintheworld/2017/04/04/trumps-revocation-of-fair-pay-order-leaves-women-vulnerable-to-workplace-abuse 
  20.  Шведова Н.А. 2002. Указ. соч.
  21.  Шведова Н. А. 1994. Указ. соч.
  22.  National Center for Education Statistics, Table 318.30: Bachelor’s, Master’s, and Doctor’s Degrees Conferred by Postsecondary Institutions, by Sex of Student and Discipline Division: 2013-14, 2015 Digest of Education Statistics (2015). Available at: https://nces.ed.gov/programs/digest/d15/tables/dt15_318.30.asp?current=yes 
  23.  Everyday Heroes: Catalyst CEO Champions for Change. Catalyst, 07.11.2017. Available at: http://www.catalyst.org/knowledge/everyday-heroes-catalyst-ceo-champions-change
  24.  Kingston A. Is the Trump -Trudeau women’s council real or fake? // Naclean’s, 21.04.2017. Available at: http://www.macleans.ca/politics/is-the-trump-trudeau-womens-council-real-or-fake/
  25.  Frothingham S. and Phadke S. 100 Days, 100 Ways the Trump Administration Is Harming Women and Families. Center for American Progress, 25.04.2017. Available at: https://www.americanprogress.org/issues/women/reports/2017/04/25/430969/100-days-100-ways-trump-administration-harming-women-families/
  26.  Jeltsen Melissa. Trump’s Budget Could Decimate a Lifeline for Abused Women // The Huffington Post, 10.04.2017. Available at: http://www.huffingtonpost.com/entry/national-domestic-violence-hotline_us_58e3f1f4e4b0d0b7e1657fb0?section=politics
  27.  Covert B. The Best Era for Working Women Was 20 Years Ago // The New York Times, 09.02.2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/09/02/opinion/sunday/working-women-decline-1990s.html?rref=collection%2Fcolumn%2FBryce%20Covert&action=click&contentCollection=Opinion&module=Collection&region=Marginalia&src=me&version=column&pgtype=article; National Center for Education Statistics, Table 318.30: Bachelor’s, Master’s, and Doctor’s Degrees Conferred by Postsecondary Institutions, by Sex of Student and Discipline Division: 2013-14,”2015 Digest of Education Statistics (2015). Available at: https://nces.ed.gov/programs/digest/d15/tables/dt15_318.30.asp?current=yes; Everyday Heroes, Op. cit.
  28.  Ibidem.
  29.  Ibidem.
  30.  Supporting and Growing Women-owned Business. Report of the Canada-United States Council for Advancement of Women Entrepreneurs and Business Leaders. Available at: https://advancingwomeninbusiness.com/wp-content/uploads/2018/01/Supporting-Growing-Women-Owned-BusinessesFINAL.pdf
  31.  Kingston, Op. cit. 
  32.  Ibidem.
  33.  Ibidem.
  34.  Joint Statement from President Donald J. Trump and Prime Minister Justin Trudeau. Op. cit. 
  35.  Kingston A. Op. cit. 
  36.  Ibidem.
  37.  Ibidem.
  38.  Supporting and Growing Women-owned Business. Report of the Canada-United States Council for Advancement of Women Entrepreneurs and Business Leaders. Available at: https://advancingwomeninbusiness.com/wp-content/uploads/2018/01/Supporting-Growing-Women-Owned-BusinessesFINAL.pdf
  39.  Ibidem.
  40.  Everyday Heroes, Op. cit. 
  41.  Ibidem.
 

Комментарии

Написать отзыв
Перевести