Внешняя политика Д. Трампа и роль США в мире

 
Код статьиS207054760000029-8-1
DOI10.18254/S0000029-8-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Научный сотрудник Отдела внешнеполитических исследований, Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
ВыпускВыпуск 2
АннотацияВ статье даётся анализ внешнеполитических инициатив и предпринятых шагов администрации президента Д. Трампа, а также ключевых тенденций развития российско-американских отношений.
Ключевые словаВнешняя политика, Д. Трамп, роль США, Китай, Сирия, Россия
Классификатор
Получено06.09.2018
Дата публикации12.09.2018
Кол-во символов36522
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 45-й президент Соединённых Штатов Америки Дональд Джон Трамп вступил в должность 20 января 2017 года. Как выполняется его предвыборная программа в сфере внешней политики и каково видение нового президента роли и места США на мировой политической арене?
2

Будучи кандидатом от Республиканской партии, Д. Трамп заявлял, что «нужно разрабатывать новое направление внешней политики США – такое направление, в котором вместо беспорядка будет цель, вместо идеологии – чёткая стратегия, вместо хаоса – мир»1. Нынешний американский президент часто критикует предыдущую администрацию за слабость, безответственность и бесцельность внешней политики, например, в отношении Сирии, Китая и Северной Кореи. Вместе с тем, Д. Трамп говорит о том, что разговор с позиции силы – это крайняя мера в проведении внешней политики, что её основой должна выступать дипломатия, что «сверхдержава понимает, что осторожность и сдержанность являются признаками силы»2.

3

Есть и другие примеры противоречивости заявлений Д. Трампа. Так, в своих интервью телеканалу «Эй-би-си ньюс»(ABC News)3 в 2016 г., газетам «Таймс» (The Times) и «Бильд» (Bild)4 в январе 2017 г. он настаивал на том, что «НАТО устарела», «НАТО себя изжила», «альянс более не актуален». Однако в апреле 2017 г. на совместной пресс-конференции c генеральным секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом Д. Трамп заявил: «Я говорил, что она устаревшая; она больше не устаревшая»5.

4

Отношение Д. Трампа к КНР также претерпело некоторые изменения. Во время своей предвыборной кампании он обещал объявить Китай «валютным манипулятором», но после проведения уже в статусе президента переговоров с Си Цзиньпином пересмотрел свою политику в отношении КНР и решил не навешивать на неё этот ярлык6. Теперь Д. Трамп заявляет о готовности «уважать «политику одного Китая»7. Однако речь не идёт о «принципе одного Китая», на котором настаивает КНР. Изменения позиции президента по отношению к КНР демонстрируют важность и значимость для США поиска компромисса с Китаем как ключевым игроком в Азиатском регионе при совместном поиске решения северокорейского вопроса (ядерной угрозы со стороны КНДР)8. США в своей внешней политике по отношению к КНР ведут себя прагматично и сдержанно, так как конфронтация непременно вызовет ответную негативную реакцию со стороны китайских властей, что приведёт к осложнению взаимодействия, в том числе в сфере экономики и безопасности. Американские аналитики справедливо отмечают возможную угрозу со стороны Китая в долгосрочной перспективе. На данный же момент китайская экономика хоть и продолжает стремительно развиваться, но у Китая остаётся множество нерешённых внутренних проблем, которые не позволяют считать его способным бросить вызов американской мощи в мире.

5 Американо-китайские отношения имеют двойственный характер: с одной стороны, развивается стабильный диалог, в том числе происходят военные контакты двух стран, культурный обмен, что положительно сказывается на формировании мер доверия между ними; с другой стороны, такие шаги, как размещение противоракетной системы в Южной Корее настораживают КНР, вызывают протест и подозрительность китайских властей. Вместе с тем, у США и Китая есть общие проблемы, по которым происходит диалог и поиск решения. Среди угроз, требующих американо-китайского взаимодействия и открывающих возможность для взаимовыгодного сотрудничества, и иранская ядерная программа, и северокорейский вопрос. Требуют выработки общего подхода и другие вопросы – окружающая среда, наркоторговля, транснациональная преступность. Отношения США и Китая имеют стратегически огромное значение как для азиатско-тихоокеанского региона, так и на глобальном уровне.
6

Угроза со стороны Северной Кореи требует особого внимания всего мирового сообщества. В данном случае взаимодействия США и КНР недостаточно, о чём на брифинге заявил Г. Макмастер, один из предыдущих советников президента Д. Трампа по национальной безопасности: «Китай, безусловно, делает больше, но очевидно, что этого недостаточно»9. Осознавая необходимость усиления мер давления со стороны региональных держав, администрация приняла решение о поездке Д. Трампа в АТР, чтобы обсудить с лидерами проблему денуклеаризации корейского полуострова. Важным поворотом в отношениях между США и КНДР, характеризующихся турбулентностью и противоречивостью, стала встреча лидеров двух стран в Сингапуре в июне 2018 года.

7 Понимая непредсказуемость Д. Трампа в отношениях с КНДР (сначала он угрожает уничтожить Северную Корею, затем заявляет, что война не является целью Америки), сенаторы Э. Марки и К. Мерфи выступили с предложением на законодательном уровне ограничить возможность американского президента нанести превентивный удар по Северной Корее без разрешения Конгресса. С такой же инициативой выступал сенатор Б. Коркер. Таким образом, сенаторы объявили о намерении внести законопроект, который не позволил бы президенту наносить упреждающий ядерный удар, но речь не идёт о президентском праве нанести ответный удар.
8

Что касается Сирии, то позиция Д. Трампа также кардинально изменилась. Ещё в 2013 г. он критиковал стратегию администрации Б. Обамы по сирийскому вопросу и заявлял: «Сирия – это не наша проблема»10, «Если Обама атакует Сирию, и мирные жители будут ранены и убиты, он и США будут очень плохо выглядеть»11, «Господин Трамп нападёт на Сирию или нет? Нет, давайте сделаем нашу страну снова великой, пока они ведут свою войну»12 и т.д. Но в апреле 2017 г. Соединённые Штаты нанесли ракетные удары по авиабазе в центральной части Сирии. Д. Трамп ужесточил свою риторику в отношении сирийских властей и стал снова критиковать предыдущую администрацию, на этот раз за неприменение силы в отношении Сирии: «То, что я сделал, давно должна была сделать администрация Обамы»13.

9 В регионе Ближнего Востока политика администрации президента Д. Трампа вызывает негативную реакцию у многих американских союзников. Так ЕС раскритиковал перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, состоявшийся в мае 2018 года. Так, две из 28 стран – членов Евросоюза бойкотировали церемонию открытия. Данное решение вызвало волну антиамериканских протестов, столкновения палестинцев с израильскими военными и применение боевого оружия против демонстрантов, что, в свою очередь, подверглось осуждению многими субъектами мирового сообщества, в том числе на Ближнем Востоке, в ЕС и ООН. Интересно, что при этом Д. Трамп продолжает настаивать на приверженности достижения мирного договора между Израилем и Палестиной.
10 Выход Соединённых Штатов из многосторонней сделки с Ираном в мае 2018 г. и введение нового санкционного режима также осуждается многими державами, в том числе Францией, Германией, Великобританией, КНР, и Россией. Для заключения новой сделки США выдвинули Ирану ряд условий, в частности:
  • вывести войска из Сирии;
  • прекратить оказывать поддержку повстанцам в Йемене;
  • освободить граждан США и их союзников из иранских тюрем;
  • прекратить угрозы «уничтожить Израиль» и запуск ракет в Саудовскую Аравию и ОАЭ;
  • предоставить полный отчёт МАГАТЭ и взять на себя бессрочное обязательство не возобновлять «ядерную деятельность».
11 В ответ Европейский Союз обещает ввести в действие «блокирующий статут» – закон, принятый ещё в 1996 г. с целью защитить европейский бизнес на Кубе, но до сих пор не применяемый. Этот закон позволит обойти американские санкции против Ирана, запрещая европейским компаниям применять санкционные меры.
12

В общем, с приходом администрации Д. Трампа «революционных изменений в американской внешней политике пока не происходит. США не откажутся от системы союзов – ни в Европе, ни в Азии, не «уйдут» из Европы и не будут сворачивать там своё военное присутствие, в том числе на территории восточноевропейских стран альянса»14. Приоритетным направлением во внешней политике Д. Трампа является Азиатско-Тихоокеанский регион, и, главным образом, отношения с КНР, о чём свидетельствует увеличение военных расходов, размещение противоракетной системы THAAD в Южной Корее и т.д. Помимо возрастающей в долгосрочном порядке угрозы от КНР, а также развития ядерной программы КНДР, для национальной безопасности Соединённых Штатов приоритетной внешнеполитической задачей является борьба с международным терроризмом, на данном этапе связанным с регионом Ближнего Востока.

13

Главным стратегическим партнёром и союзником Соединённых Штатов остаётся Европа. Взаимозависимость Европы и США прослеживается во многих сферах – военно-стратегической, экономической, торговой, финансовой, культурной и т.д. Соединённые Штаты играют определяющую роль в НАТО, главном институте обеспечения европейской безопасности. Многие предвыборные лозунги Д. Трампа, а также его заявления уже в качестве американского президента вызывают недоумение со стороны лидеров многих государств, в том числе традиционных союзников США. Его прагматичный подход к международным отношениям и восприятие мировой системы как места конкуренции и борьбы «наций, неправительственных игроков и бизнеса»15 вызывает настороженность лидеров стран-союзниц и глав организаций. Однако следует различать то, что американский президент говорит и публикует в Интернете, то, что делает его администрация, и то, какие решения принимает Конгресс. Например, принятие Соединёнными Штатами антироссийских санкций, к которым Д. Трамп отнюдь не стремился, вызвало протесты в ЕС, где были выдвинуты предложения по принятию ответных мер в отношении США, чтобы предотвратить ущерб, который могут нанести санкции в отношении России европейской экономической и энергетической безопасности.

14 Одним из шагов, настороживших страны ЕС, было решение президента Д. Трампа о выходе из Транстихоокеанского партнёрства, а также остановка переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству, что стало предметом разговора о прекращении системы многосторонней торговли и создании общего североатлантического рынка, хотя торговые и экономические договорённости на двусторонней основе сохраняются. Другим шагом новой администрации, вызвавшим негативную реакцию европейских лидеров, стал объявленный Д. Трампом выход из Парижского соглашения по климату, в ответ на который Евросоюз заявил о продолжении выполнения требований этого соглашения без участия Соединённых Штатов. Что характерно, отдельные штаты, города и предприятия США также объявили о продолжении действий по выполнению условий климатического соглашения.
15 Главный политический принцип президента – «Америка – прежде всего» – основан на лозунге «сделать Америку снова великой». Причём данный лозунг был сформулирован ещё в 1979 г. в период стагфляции и впервые был использован в президентской кампании Рейгана в 1980 г. Он также был взят на вооружение У. Клинтоном в его президентской кампании на выборах 1992 года.
16

Д. Трамп как настоящий бизнесмен зарегистрировал лозунг как торговую марку в 2012 г., и использовал его ещё до президентской кампании, надевая кепки с соответствующей надписью на собственных выступлениях. Учитывая, что президент ни в своих противоречивых выступлениях, ни в своих твитах никак не уточнял, каким образом он собирается «делать Америку великой» и в чём состоит отсутствие её величия, можно предположить, что это только лозунг, причём использованный им не в политических целях, а в предпринимательских. При этом следует отметить, что имеется в виду не усиление роли США в мире, а исключительно проведение внутриполитических реформ, что становится понятно из его инаугурационной речи16. Вместе с тем, современные международные отношения характеризуются стиранием границ между внутренней и внешней политикой. Очень часто решения, принятые во внутриполитической сфере, способны оказывать серьёзное влияние на внешнюю политику и взаимоотношения с другими субъектами на мировой арене. Одним из последних примеров такого взаимовлияния стало решение Д. Трампа ввести протекционистские меры в отношении производства стали и алюминия. Данное решение вызвало волну протестов среди традиционных союзников США, в том числе в ЕС и Канаде, которые, например, входят в пятёрку главных поставщиков стали в Америку. ЕС, Мексика и КНР уже выразили намерение предпринять ответные меры, ввести тарифы на ввоз сельскохозяйственной продукции из США, а также опротестовать решение Д. Трампа в ВТО. Данные шаги американского президента, казалось бы, имеющие своей целью поддержать американских производителей, могут привести к колоссальным негативным последствиям не только в сфере внутренней политики и экономики, но и на международной арене, провоцируя возникновение торговой войны и раскол внутри западно-либеральной цивилизации, окончательно оттолкнув от США их ближайших союзников и партнёров и испортив отношения со стратегически важными региональными державами.

17

В политических кругах в Соединённых Штатах и в Европе осознают первостепенную важность сохранения двустороннего взаимодействия, партнёрства и сотрудничества. Так, генеральный секретарь НАТО Столтенберг ещё до официального вступления Д. Трампа в должность президента США заявлял о необходимости согласиться с «ценностью партнёрства между Европой и Америкой», а также признания важности «сильного американского лидерства»17. Однако после прихода Д. Трампа в Белый дом, у многих аналитиков возникли сомнения в возможности сохранения американского глобального лидерства. Аналитики уже давно писали о сокращении американского влияния в мире, но с приходом новой администрации такие высказывания участились. Стали высказываться опасения по поводу возможного раскола западно-либеральной системы, сформированной Соединёнными Штатами. Так, Ф. Закария в статье в «Вашингтон пост» заявил, что центральнообразующая роль и влияние США на Западе могут закончиться с приходом к власти администрации Д. Трампа, что приведёт к краху «либерального международного порядка» 18.

18

Такие заявления, на взгляд автора статьи, не совсем отвечают действительности, так как высказывания и действия одного президента не могут нанести существенный ущерб мировой системе. Однако, действительно, лидеры стран-союзниц стали высказываться в пользу повышения своей экономической и оборонной независимости. Например, Х. Фриланд, канадский министр иностранных дел, объявила, что, так как с вступлением Д. Трампа на пост президента США Канада не может рассчитывать на американское лидерство в сфере безопасности, борьбе с международным терроризмом и северокорейской ядерной угрозой, канадское правительство планирует повысить свой военный потенциал19. Федеральный канцлер Германии А. Меркель также заявила, что после выхода Великобритании из Евросоюза и победы Д. Трампа на президентских выборах в США, Европа не сможет полагаться на Америку20.

19

У других европейских официальных лиц внешнеполитические намерения Д. Трампа также вызывают опасения и сомнения в сохранении американского влияния на глобальном уровне. Например, З. Габриэль, бывший вице-канцлер Германии, отметил возможность снижения роли США «в качестве важной нации»21 западного мира. Таким образом, западные лидеры не только критикуют высказывания американского президента, но и заявляют о готовности предпринять шаги к самостоятельности в таких сферах, как безопасность, экономика, торговля, экология и т.д. Действия администрации Д. Трампа, непоследовательность, непредсказуемость и резкость его высказываний и поступков негативно сказываются на имидже Соединённых Штатов не только среди традиционных стран-союзников, но и в мире в целом. А глобальная роль и влияние США, действительно, могут сократиться, несмотря на намерения «сделать Америку снова великой».

20 Если внутри самих США не возобладает политический здравый смысл, и американские власти, в том числе Конгресс, дадут возможность Д. Трампу сосредоточиться преимущественно на внутренних проблемах, а также позволят его администрации отойти от налаженного взаимодействия с Европой и другими игроками на мировой арене, серьёзная опасность будет угрожать не только лидерству Соединённых Штатов, но и всей западно-демократической системе. Западная цивилизация, её ценности, их универсальный характер уже долгое время подвергаются критике и нападкам со стороны различных субъектов международных отношений. Ситуацию усугубляют современные тенденции развития мировой системы, к которым относятся следующие факторы:
  • усложнение её структуры и характеристик;
  • возрастающее влияние региональных держав и негосударственных игроков в области политики, безопасности, экономики, экологии, культуры, идеологии и т.д.;
  • неспособность лидеров держав и международных организаций найти общий язык и прийти к компромиссу по ключевым для глобальной безопасности и стабильности проблемам, в том числе по вопросам ядерной угрозы со стороны КНДР и Ирана, террористической угрозы, исходящей от ИГ (организации, запрещённой в РФ), региональных конфликтов с тенденцией к перерастанию в глобальные.
21 В данных стремительно меняющихся условиях необходимо не дистанцироваться, не национализировать свою политику и не приостанавливать исторически сложившиеся контакты, а налаживать диалог, развивать сотрудничество и формировать новые механизмы взаимодействия для решения вопросов стабильности и безопасности.
22 Западная цивилизация складывалась десятки лет и основывается на либерально-демократических ценностях, институтах, принципах, привлекательных для многих и многих людей по всему миру. Хотя международное право, как некое организующее начало и база для существования западной системы, переживает кризис и требует определённых реформ, западно-либеральный порядок видится достаточно прочным и устойчивым к возможным негативным последствиям действий администрации Д. Трампа. Система способна сохранить равновесие даже в случае радикального развития событий, т.е. дистанцирования США и их ухода с мировой арены.
23 Отношения с Россией не представляют первостепенной важности, но Д. Трамп во время своей предвыборной кампании выступал за улучшение двусторонних отношений между США и РФ, которая, в свою очередь, в марте 2017 г. выступила с всеобъемлющей инициативой по улучшению отношений. Но Д. Трамп не пересмотрел решение предыдущего президента о размещении американских военных в Прибалтике и Польше под эгидой НАТО, а также во время визита в Варшаву объявил о поставках восьми комплексов противоракетной обороны «Пэтриот» (Patriot) до 2020 года. А в августе 2017 г. президент подписал закон, ужесточающий санкции против таких стран, как Иран, Северная Корея и Россия, которые Д. Трамп теперь не сможет отменить без согласия Конгресса. Президент США находится в ситуации не только серьёзных разногласий внутри самой администрации. На почве антироссийских настроений редкое единодушие царит как среди республиканцев, так и среди демократов. Кроме того, серьёзно осложняет положение американского президента расследование специального прокурора Р. Мюллера, выдвинувшего обвинения против П. Манафорта – бывшего главы избирательного штаба Д. Трампа.
24 О проблеме налаживания двусторонних отношений и опасности углубления российско-американской конфронтации высказываются многие аналитики как в России, так и в США. Вместе с тем, отношения между США и Россией характеризуются несбалансированностью и невозможностью (или нежеланием) находить общий язык по вопросам, элементарным для налаживания диалога. Среди глубинных факторов, мешающих такому диалогу, можно назвать:
  • реально превосходящую мощь США на глобальном уровне, не способствующую ведению диалога «на равных»;
  • различие в масштабах влияния двух стран – Соединённые Штаты выступают в качестве глобального игрока, тогда как Россию пока («с лёгкой руки» Б. Обамы) воспринимают как региональную державу. Поэтому для РФ налаживание двусторонних отношений объективно представляет более важную внешнеполитическую задачу, чем для США (в новой администрации отношения с Россией не считаются приоритетными во внешней политике);
  • экономические и торговые взаимоотношения находятся на довольно низком уровне и не могут служить локомотивом налаживания диалога;
  • недооценённость лицами, принимающими решения в США, всей важности и «чувствительности» для России вопросов, касающихся отношений с бывшими советскими республиками, что отчётливо проявилось в конфликтах в Грузии и Украине;
  • разное видение путей развития мирового порядка, международных институтов, международного права, понятий «закона» и «справедливости» в международных отношениях.
25

Следует отметить, что не только российско-американские отношения, но и отношения России с Западом в целом определяются важным фундаментальным фактором, лежащим в ценностно-ментальной плоскости, в различиях в сфере государственного развития и взаимоотношений государства и человека, в глобальном мировоззрении и в политических амбициях тех, кто принимает внешнеполитические решения. «Наши отношения с Россией в обозримом будущем останутся конкурентными и зачастую состязательными. По своей сути это фундаментальный разрыв в мировоззрении и представлении о роли друг друга в мире»22. Предпосылки к ухудшению отношений по линии Россия – Запад проявились с 2011 г. по май 2012 г. в связи с политическими событиями в России, т.е. разгоном массовых манифестаций, избиением и арестами представителей оппозиции, выступивших против фальсификации результатов выборов. Запад стал открыто выступать с критикой антидемократических действий российских властей, что сказалось на отношениях не только на высшем уровне, но и в таких областях, как торговля, инвестиции, энергетический диалог, визовый режим и др.

26 Затем в конце 2013 г. возник острейший конфликт Украина – Россия – ЕС в связи с принятой ЕС в 2009 г. программой Восточного партнёрства, целью которого было развитие интеграционных связей ЕС с шестью постсоветскими странами: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Кульминацией стало возможное подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, включая создание зоны свободной торговли. В феврале 2014 г. на Украине произошла смена власти, которая явно продемонстрировала кардинальные различия в позициях и взглядах России и Запада. Так, по мнению российской стороны, на Украине произошёл антигосударственный, антиконституционный переворот, тогда как Запад оценил то же событие как демократическую революцию. Таким образом, события вокруг Грузии, Украины, в том числе Крыма, ДНР и ЛНР выявили существовавшие латентные различия экономической и политической систем, путей развития России и Запада, не сближающихся, а расходящихся в разных направлениях. При этом украинский кризис из регионального перерос в международный, кардинально изменив отношения между Россией и США, ЕС, НАТО.
27

Отношения России и Запада, в частности США, находятся в наихудшем состоянии с окончания холодной войны: официальные политические контакты практически заблокированы, идёт экономическая/санкционная война. «Российский президент повёл страну по опасному пути конфронтации с Европой и Соединёнными Штатами, которая, скорее всего, продлится немало лет»23. Вместе с тем, есть жизненно важная сфера, где диалог является категорическим императивом. И эта сфера – безопасность, которая может быть обеспечена только совместными усилиями. Система безопасности была создана и функционировала даже в период холодной войны – это и Хельсинкский акт 1975 г., и создание ОБСЕ, советско-американские соглашения в области стратегических наступательных вооружений, меры доверия, прописанные, например, в «Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения» Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. К сожалению, данная система безопасности постепенно деградировала, а с 2014 г. фактически перестала существовать. На сегодняшний день, очевидно, требуется её совместное восстановление, так как изменения, происходящие в современных международных отношениях, демонстрируют, что любой региональный конфликт может перерасти в глобальный. Соответственно, европейская безопасность непосредственно связана с глобальной безопасностью. Речь идёт в первую очередь о международном терроризме (хотя стороны не имеют общего подхода по вопросу о том, кто является террористом) и такой угрозе, как ИГ (запрещено в РФ), которая требует совместной мобилизации всех ресурсов.

28

Что может стать катализатором возобновления российско-американского диалога, неясно, поскольку даже появление такой террористической угрозы, как ИГ не подтолкнуло стороны к взаимодействию и поиску решения общей проблемы, а лишь стало поводом для случайных контактов с целью предотвращения военных столкновений. Есть и другие сферы, где интересы России и США сближаются. В первую очередь, несмотря на разницу во взглядах сторон на тенденции развития мировой системы, главная тема – обеспечение стабильности и безопасности – одинаково значима и для России, и для США. К другим возможным параллельным интересам можно отнести необходимость реформы ООН, развитие региональных форумов, таких как ОБСЕ, АТЭС и др. Современные вызовы безопасности, такие как ядерная угроза и появление новых ядерных держав, распространение ОМУ, киберпреступность, могут быть решены, в первую очередь, если две ядерные сверхдержавы выработают общий подход в борьбе с ними и призовут мировое сообщество объединиться.

29

Важными сферами для налаживания диалога также представляются:

  • усиление российско-американского взаимодействия в Сирии;
  • ядерная программа Северной Кореи;
  • прекращение размещения вооружённых сил и проведения военных учений вдоль границ как странами НАТО, так и Россией;
  • возобновление прекращённого и развитие сохранившегося неофициального диалога между военными, официальными лицами, представителями гражданского общества, образовательного обмена.
30

Современное конфронтационное состояние отношений двух ядерных держав – России и США – находится на опасном уровне. В отличие от периода холодной войны настоящая конфронтационная модель отношений России и США, действительно, характеризуется серьёзной дестабилизацией из-за прекращения работы или отсутствия механизмов, предотвращающих риск столкновения держав, в том числе различных консультационных и коммуникационных каналов. Современная ситуация в двусторонних отношениях подвержена серьёзной опасности возникновения непредвиденных, случайных конфликтов, например, в Сирии. Достижение двусторонней договорённости по таким механизмам в ближайшем будущем представляется маловероятным, так как российско-американские отношения зашли в тупик, высокий уровень взаимного недоверия и претензий мешает не только услышать друг друга, но и вообще начать диалог. Ни одна из сторон не готова сделать шаг навстречу, чтобы обсудить общие проблемы, требующие сотрудничества.

31

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень доверия в двусторонних отношениях попытки наладить контакты всё же предпринимаются. Так после встречи Р. Тиллерсона с С. Лавровым было принято решение о создании Рабочей группы по «рассмотрению проблемных вопросов в двусторонних отношениях»24. Хотя существуют объективные проблемы, требующие выработки общего российско-американского подхода, главным препятствием остаётся кризис на Украине, разрешение которого в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе видится маловероятным. Соответственно, санкционный режим снят не будет, а конфронтационный характер российско-американских отношений по-прежнему будет осложнять двусторонний диалог.

32 Многие российские исследователи, говоря о налаживании диалога между Россией и США, ошибочно предполагают диалог российского и американского президентов (который состоялся в июле 2018 г.). В России внешняя политика часто персонифицирована, т.е. зависит от личных дружеских взаимоотношений российского лидера с лидерами других стран, в частности, развиваются отношения с Н. Мадуро, А. Лукашенко, Н. Назарбаевым, Р. Эрдоганом, а не с самими странами, их правительствами. При этом в СМИ, да и в отечественном экспертном сообществе анализируется будущее двусторонних отношений, именно исходя из наличия дружеских связей российского лидера с лидером другой страны. Данный подход представляется ошибочным, хотя и справедливо, что российское стратегическое взаимодействие формируется, исходя из наличия или отсутствия воли российского лидера. В отличие от России, в США выстраивание отношений с другой стороной не является персонифицированным. Американская система принятия внешнеполитических решений достаточно сложна и представляет особый интерес для исследования.
33 Особенностями принятия внешнеполитических решений в США является коллегиальность, т.е. привлечение к принятию решения максимально возможного числа субъектов международной деятельности. Принятие решения опирается на глубокий анализ и экспертные рекомендации по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному стратегическому сценарию не только правительственных институтов, но и неправительственных исследовательских центров. Прозрачность процесса принятия решений, осуществляемая через средства массовой информации, позволяет, по мнению руководства страны, достичь общенационального консенсуса. Механизм принятия решений во внешней политике США формируется в процессе взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и характеризуется взаимовлиянием различных субъектов внешней политики, включая теоретико-аналитические разработки научно-исследовательских центров, как правительственных, так и неправительственных, влияние элит и групп давления.
34 Одним из главных аспектов процесса принятия внешнеполитических решений в США, позволяющим увеличить эффективность и снизить возможные ошибки, является система сдержек и противовесов, заложенная в Конституции США и призванная обеспечить действие принципа разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), взаимный их контроль и сдерживание, т.е. недопущение усиления влияния одной из них за счёт другой. В частности, некоторые внешнеполитические полномочия президента могут быть реализованы только с одобрения Сената (например, международные договоры), Конгресс в праве отклонить законопроект, внесённый президентом, который, в свою очередь, при утверждении законопроекта может использовать своё право вето, Верховный суд обладает полномочиями по признанию законов и актов законодательной и исполнительной ветвей власти недействительными.
35 Краеугольным камнем сложного процесса принятия внешнеполитических решений считается Совет национальной безопасности (СНБ), ключевое звено в работе которого – помощник президента по национальной безопасности. Он представляет официальную позицию президента, ведёт заседания СНБ, обеспечивает взаимосвязь президента и других членов СНБ с целью его информирования в области разведки, выявления рисков, по правовым вопросам и др., осуществляет взаимодействие всех участников СНБ для выработки оптимальных решений, а также осуществляет особые поручения во время кризисных ситуаций. Советник по национальной безопасности играет важнейшую роль в формировании внешнеполитической стратегии администрации США.
36 Джон Болтон, назначенный на пост советника по национальной безопасности в апреле 2018 г. – профессиональный дипломат, работавший при администрациях Р. Рейгана, Дж. Буша-старшего и Дж. Буша-младшего. Дж. Болтон – «ястреб», известный своей критикой роли ООН в решении глобальных проблем. Так он убеждён в правильности решения о свержении С. Хусейна, в неэффективности применения экономических санкций и проведения переговоров с КНДР, в отношении которой, по его мнению, нужно использовать превентивный ядерный удар. Санкции против Ирана Дж. Болтон также считает неэффективными и выступает за смену режима. В отношении России Дж. Болтон занимает также достаточно жёсткую позицию, называя возможное вмешательство в американские президентские выборы «casus belli», т.е. поводом к войне, актом агрессии России против США. Он также призывает администрацию Д. Трампа к решительным ответным мерам в связи с отравлением С. Скрипаля и его дочери в Великобритании, а также усилению санкционного режима в отношении России.
37

В целом американская внешняя политика характеризуется преемственностью, несмотря на различия взглядов Республиканской и Демократической партий. Соединённые Штаты имеют объективные национальные стратегически важные интересы, среди которых роль и место США на мировой арене, отношения с союзниками и партнёрами и т.д. Изначально было очевидно, что предвыборные лозунги и обещания Д. Трампа вряд ли смогут быть реализованы в том виде, в котором они были представлены обществу. При этом ключевыми внешнеполитическими темами, краеугольным камнем для США являются военное присутствие за рубежом, НАТО, глобальная система свободной торговли, которые содержатся в Стратегии национальной безопасности 2017 года25 и представляют собой императив для формирования внешней политики каждой американской администрации, в том числе Д. Трампа.

38

Как будут развиваться события, покажет время, а пока проведенный «Эн-би-си НЬЮС» (NBC News) и «Уолл-стрит джорнэл» (The Wall Street Journal) опрос показал, что рейтинг президента Д. Трампа среди американского населения падает. Таким образом, на данный момент, только 38% американцев одобряют деятельность президента, тогда как 58% выражают своё недовольство26. Гражданское общество в США играет одну из важнейших ролей в политической жизни страны и способно оказывать влияние на внутриполитическую и внешнеполитическую повестку. О том, что политика, проводимая президентом Д. Трампом, не особенно популярна, свидетельствуют активные выступления американцев против некоторых его инициатив. Например, против указа президента о запрете на въезд мусульман в США, а также против отмены системы здравоохранения, принятой предыдущим президентом Б. Обамой (Obamacare). Кроме того, в июле 2017 г. два представителя демократов внесли на рассмотрение Палаты представителей Конгресса США акт об импичменте президента. В Республиканской партии также нет единогласной поддержки действий американского президента. Таким образом, положение Д. Трампа внутри страны осложняется, и это не может не отразиться на внешней политике новой администрации США, в том числе и в отношении России.

39 Д. Трамп находится в положении, когда он не может принимать единоличные решения, как он привык это делать до того, как вступил в должность президента США. Он, несмотря на свои резкие высказывания и твиты, вынужден действовать по правилам, заложенным в американской государственной системе, построенной на строгом принципе «сдержек и противовесов». Вступив в должность президента, Д. Трамп столкнулся с сильным противодействием также внутри страны, но не в лице представителей Демократической партии или предыдущей администрации, а американской демократической, институциональной системы, основанной на развитых принципах «сдержек и противовесов» и «разделения властей». Д. Трамп – человек далекий от политики, бизнесмен и шоумен по натуре, с предпринимательским складом ума и намерением добиваться всего, что пожелает, судя по его заявлениям, мало представляет себе принципы устройства и работы американской государственной системы, её сложность, уравновешенность и устойчивость. При всех недостатках, она – одна из самых успешных демократических систем в современном мире, и президент столкнулся с необходимостью учитывать мнение политического истеблишмента США, американского гражданского общества, идти на уступки, пересматривать свои предвыборные обещания и смягчать риторику.
40

Это противостояние (системы и президента) прекрасно описано Фрэнсисом Фукуямой, американским экспертом и учёным в статье «Достаточно ли сильна американская демократия для Трампа?»: «Как политолог я с огромным интересом жду его президентства, поскольку оно должно стать проверкой устойчивости американских институтов. Американцы искренне верят в легитимность своей конституционной системы, и во многом эта вера объясняется тем, что её сдержки и противовесы были разработаны так, чтобы защитить людей от тирании и чрезмерной концентрации исполнительной власти. Однако во многих смыслах эта система никогда не подвергалась опасности со стороны лидера, который поставил бы перед собой задачу бросить вызов всем существующим нормам и правилам. Таким образом, мы начинаем величайший естественный эксперимент, который покажет нам, являются США страной законов или страной людей»27

всего просмотров: 218

Оценка читателей: голосов 0


                

Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Trump on Foreign Policy // The National Interest. April 27, 2016. Available at: http://nationalinterest.org/feature/trump-foreign-policy-15960
  2. Ibidem.
  3. Trump Puts Blame on Cruz Over National Enquirer Report // ABC News. March 27, 2016. Available at: http://abcnews.go.com/ThisWeek/video/donald-trump-2016-presidential-race-37961470
  4. Trump Interview // The Times. January 16, 2017. Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/full-transcript-of-interview-with-donald-trump-5d39sr09d
  5. Joint Press Conference of President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg. The White House. April 12, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/04/12/joint-press-conference-president-trump-and-nato-secretary-general
  6. Trump Says Dollar ‘Getting Too Strong,’ Won’t Label China a Currency Manipulator // The Wall Street Journal. April 12, 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-says-dollar-getting-too-strong-wont-label-china-currency-manipulator-1492024312
  7. Trump agrees to honour 'One China' policy despite threats // BBC. February 10, 2017. Available at: http://www.bbc.com/news/world-asia-china-38927891
  8. Trump Says He Offered China Better Trade Terms in Exchange for Help on North Korea // The Wall Street Journal. April 12, 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-says-he-offered-china-better-trade-terms-in-exchange-for-help-on-north-korea-1492027556
  9. H.R. McMaster says North Korea could be put back on terror sponsors list // CBS News. November 2, 2017.
  10. Donald J. Trump Twitter. May 29, 2013. Available at: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/339818069641801728
  11. Donald J. Trump Twitter. August 30, 2013. Available at: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/373527227935518720
  12. Donald J. Trump Twitter. September 4, 2013. Available at: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/375072117068668928
  13. In explaining his reasons for the Syria strike, Trump focuses on Obama // The Washington Post. April 12, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2017/04/12/in-explaining-his-reasons-for-the-syrian-strike-trump-focuses-on-obama/
  14. Суслов Д. Внешняя политика США – «большая сделка» между Белым домом и республиканским истеблишментом // Россия в глобальной политике. 06.03.2017. Available at: http://globalaffairs.ru/global-processes/Vneshnyaya-politika-SShA--bolshaya-sdelka-mezhdu-Belym-domom-i-respublikanskim-isteblishmentom-18619
  15. McMaster H.R., Cohn G. America First Doesn’t Mean America Alone // The Wall Street Journal. May 30, 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/america-first-doesnt-mean-america-alone-1496187426
  16. Trump’s full inauguration speech transcript, annotated // Washington Post. January 20, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2017/01/20/donald-trumps-full-inauguration-speech-transcript-annotated/?utm_term=.478b671f265d
  17. Stoltenberg J. Now is not the time for the US to abandon Nato – nor should its European allies go it alone // The Guardian. November 12, 2016. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/nov/12/us-must-not-abandon-nato-europe-go-alone-jens-stoltenberg
  18. Zakaria F. Trump’s radical departure from postwar foreign policy // The Washington Post. June 1, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/trump-could-spur-the-rise-of-a-new-not-so-liberal-world-order/2017/06/01/1e9aeff2-4707-11e7-98cd-af64b4fe2dfc_story.html
  19. Minister: Canada will build up its military as the U.S. pulls back from world stage // The Washington Post. June 6, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/the_americas/minister-canada-will-build-up-its-military-as-the-us-pulls-back-from-world-stage/2017/06/06/4c841a22-4ad8-11e7-987c-42ab5745db2e_story.html?utm_term=1ae497cc6381
  20. Angela Merkel says Germany can no longer rely on Donald Trump's America: 'We Europeans must take our destiny into our own hands' // Independent. May 28, 2017. Available at: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/angela-merkel-donald-trump-germany-us-no-longer-rely-european-union-climate-change-g7-a7760486.html
  21. Trump's actions have 'weakened' the West, German foreign minister says // CNN. May 29, 2017. Available at: http://edition.cnn.com/2017/05/29/europe/angela-merkel-uk-amber-rudd/index.html
  22. Burns W.J. How We Fool Ourselves on Russia // The New York Times. – January 7, 2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/01/07/opinion/sunday/how-we-fool-ourselves-on-russia.html
  23. Rumer E., Stronski P. Russia, Ukraine, and Eurasia at Twenty-Five —A Baseline Assessment // Carnegie Endowment for International Peace. – December 14, 2015. Available at: http://carnegieendowment.org/2015/12/14/russia-ukraine-and-eurasia-at-twenty-five-baseline-assessment/imsv%20
  24. Россия и США создадут рабочую группу для стабилизации отношений // Российская Газета. – 12.04.2017. Available at: https://rg.ru/2017/04/12/rossiia-i-ssha-sozdadut-rabochuiu-gruppu-dlia-stabilizacii-otnoshenij.html 
  25. National Security Strategy // White House. December, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf
  26. NBC News/Wall Street Journal poll, October 23-26, 2017. Available at: http://msnbcmedia.msn.com/i/TODAY/z_Creative/17409%20NBCWSJ%20October%20Poll%20(10-29-17%20Release).pdf
  27. Fukuyama F. Is American Democracy Strong Enough for Trump? // POLITICO Magazine. January 23, 2017. Available at: http://www.politico.com/magazine/story/2017/01/donald-trump-american-democracy-214683

Система Orphus

Загрузка...
Вверх