This article deals with the subgenre of the police procedural on contemporary American television. The author examines the social aspect of the police cop TV shows, their function and influence on American society.
To download PDF you should sign in
В отличие от классического детектива, эта угроза не ограничивается узким кругом подозреваемых, а потому легко нейтрализуется, но скрывается посреди целой популяции. Как бы то ни было, является ли героем/героиней судебно-медицинский патологоанатом или психолог, занимающийся составлением портрета преступника, процедурал заверяет зрителя в том, что анонимность города не предлагает укрытия от органов правопорядка, и организованные и слаженные полицейские действия обезвредят злоумышленников. [1]
Одновременно процедурал предупреждает свою аудиторию от совершения насильственных деяний, демонстрируя, как будет действовать полиция и судебная система в целом в случае его собственного акта социальной трансгрессии (преступления). Таким образом, процедурал превращается в одно из наиболее эффективных средств поддержания порядка в обществе, руководствующемся не моралью, но «страхом перед скандалом, страхом наказания, страхом перед собственной способностью совершения преступных и безнравственных проступков». [2]
Члены коллектива органов правопорядка являются носителями различных (ирландской, итальянской, еврейской, афроамериканской, латиноамериканской и т.д.) этнических, гендерных, сексуальных (геи и лесбиянки) идентичностей. Таким образом, полицейский участок в процедуралах выступает в качестве микрокосма мультикультурного американского общества.
Долгое время полицейские процедуралы являлись прямым отражением патриархальной идеологии, с которой устойчиво ассоциируются полицейские силы. Однако, начиная с середины 1990-х гг., в центре многих полицейских процедуралов оказываются истории женщин, пытающихся выжить в предоминантно мужском мире. Проложившим дорогу всем последующим женщинам во главе полицейских бригад принято рассматривать Джейн Теннисон – героиню телесериала «Главный подозреваемый»/Prime Suspect (1991-2006) Линды Ла Планте.
О серьезности намерений создателей шоу можно судить по следующей рекламной аннотации: «Каждый эпизод шоу посвящен отдельному аспекту культуры Лос-Анджелеса на стыке его взаимодействия с органами правопорядка в мегаполисе. Шоу поднимает сложные проблемы этических норм публичной политики, личностной целостности и глубокие вопросы добра и зла. Многочисленный актерский ансамбль исследует человеческое состояние, затрагивая индивидуальные верования, влияние традиционных религиозных убеждений на жизни и коммуны современного общества, а также распад и дисфункцию семейных систем, командной работы и ответственности управленческих органов». [3]
Главной особенностью телевизионной репрезентации профессии криминалиста является, пожалуй, достигнутое в ней гендерное равноправие. Более того, с некоторых пор, благодаря телепродукции, эта сфера деятельности в первую очередь стала ассоциироваться именно с женщинами. В этой связи едва ли должен вызывать удивление тот факт, что, согласно организации «Девушки, которые кодируют»/Girls Who Code, дающей компьютерные классы в школах, первым по популярности будущим профессиональным занятием среди юных соискательниц является отнюдь не прибыльная и модная информатика, а криминалистика. По собственному признанию девочек, своему выбору они обязаны именно «шоу, в которых крутая телка с отличной прической в медицинском халате использует свои научные познания и передовые технологии для раскрытия преступлений». [4] Таким образом, жизнь в который раз сымитировала искусство, и ранее преимущественно мужская профессия превратилась в превалирующе женскую.
Реальным прототипом Лайтмана (а также консультантом сериала) стал известный, хотя и до сих пор вызывающий полемику в научной среде, доктор философии и профессор психологии Пол Экман, именуемый «лучшим человеческим детектором лжи в мире» [5], благодаря своим работам, посвященным невербальной коммуникации (пресловутые «микровыражения», мимика и жесты). Экман (с соавторами) является создателем признанных методик FACS (система кодирования активности лицевых мышц) и JACFEE (оценка эмоциональных состояний по выражению лица на фотографиях).
Самое время обратиться к двум сериалам, ставшим главными поп-культурными феноменами последнего десятилетия - «C.S.I.: Место преступления»/CSI: Crime Scene Investigation» (2000-2015) и «Прослушка»/The Wire (2002-2008).
Полицейский процедурал «Прослушка»/The Wire (2002-2008) Дэвида Саймона относят к категории постмодернистских, так как в нем подвергаются деконструкции традиционные формулы, шаблоны и темы поджанра. Автор не скрывал, что задумывал свое детище в качестве «анти-процедурала» [6]. Разумеется, «Прослушка» никоим образом не похоронила поджанр процедурала – напротив, вдохнула в него свежее дыхание.
Несмотря на высокие оценки критиков и профессионалов, «Прослушка» не стала большим хитом в телерейтингах. Как не без горечи заметил критик Д.М. Тайри: «Прослушка» занимается тем, что сообщает Америке правдивые факты о ней, которые являлись бы невыносимыми, если бы Америка была заинтересована в том, чтобы их выслушивать». [7]
Тем не менее, шоу превратилось в одно из наиболее досконально анализируемых, особенно среди исследователей левой направленности, поскольку, по их мнению, олицетворяет «слабеющие системы и структуры постиндустриального Запада» [8].
Как пишет исследователь Барри Грант в «Энциклопедии Ширмера», «криминальные фильмы не просто отражают социальные проблемы, предлагая решения или в отчаянии махая на них рукой. Более чем любой другой популярный жанр, криминальное кино демонстрирует изобретательность, с которой кинематографисты обращают социальные тревоги – о преступниках, политических заговорах, ужасающей власти и возможной коррупции судебной системы, об опасностях, которые подстерегают тех, кто работает на нее, и тех, кто вступает с ней в конфликт – в массовое развлечение. Однако времена, когда криминальные фильмы «берутся за неразрешимые моральные дилеммы общественного соучастия и издержки правосудия и преподносят их как абсолютные дихотомии: невиновный и виновный, маскулинный и фемининный, законный и противозаконный» [9], все больше уходят в прошлое. Малый экран в этом смысле выступает куда более смелым первопроходцем, чем большой, поскольку телевизионный формат – с его растянутым во времени, ограниченным лишь рейтингами, повествованием, предназначенным для крайне разнообразной и эклектичной аудитории - всячески располагает к подобным творческим рискам и экспериментам. Таким образом, можно не сомневаться, что поджанр полицейского процедурала будет и далее пополняться новыми интересными образцами, предоставляя неиссякаемое поле для последующего анализа и исследования.
1. Potter, T., Marshall. C.W. The Wire: Urban Decay and American Television. Bloomsbury Publishing USA, 2010. 264 pp.
2. Turnbull, S. The Crime Drama. Edinburgh University Press, 2014. 192 pp.